“Чудо Михайловского парка. На зеленой траве – золотые полосы солнца. Золотые полосы под темными шатрами деревьев. Еще раз понял, какой прекрасный, истинно петербургский художник Остроумова-Лебедева”. Юрий Нагибин “Дневник”.
Анна Петровна родилась 17 мая 1871 года в Санкт-Петербурге в семье тайного советника Петра Остроумова. Девочка с детства увлекалась рисованием и резьбой по дереву, родные не одобряли, но занятиям тихой, мечтательной и застенчивой дочери не препятствовали. Однако когда Анна решила посвятить себя изобразительному искусству, то родители не поддержали ее. Молодая девушка с боем отстаивала право на самоопределение. Вначале пошла на вечерние курсы Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, где занималась у гравера Василия Матэ, а затем поступила в Академию художеств. Среди ее наставников были известный рисовальщик Павел Чистяков и легендарный Илья Репин, высоко ценивший талант ученицы.
По совету И.Е. Репина осенью 1898 года Анна отправилась учиться в Париж, чтобы совершенствовать свое мастерство, в 1899 году она вернулась в Россию и стала членом художественного объединения «Мир искусства, именно тогда она решила посвятить себя деревянной печатной гравюре. Главной темой ее творчества на долгие годы стал родной город, даже во время длительных заграничных путешествий она изображала Петербург.
Анна Петровна старалась оставаться в стороне от всех революционных страстей и не участвовала в политических событиях. В ее жизни главным всегда были искусство и творчество. Но когда после переломных событий 17-го года многие ее друзья эмигрировали, она приняла решение остаться на родине, и наотрез отказалась покинуть Петербург.
После Октябрьской революции она преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники, а затем в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры, ныне Академии художеств.
Во время Великой Отечественной войны Анна Петровна осталась в блокадном Ленинграде, хотя ей неоднократно предлагали уехать. Всю блокаду художница не переставала работать – занималась изобразительным искусством и вела «Автобиографические записки», в основу которых легли дневники художницы. Во время обстрелов художница не спускалась в бомбоубежище, т.к. не хватало сил преодолеть такой длинный путь, кабинет она оборудовала в ванной комнате, здесь было не так слышен свист летящих снарядов. В 1942 году Анна Петровна выполнила серию открыток «Открытые письма фронту», внося свой вклад в борьбу с захватчиком. Неслучайно, что одна из гравюр художницы была изображена на пригласительном билете при первом исполнении Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича. Анна Петровна награждена медалью за Оборону Ленинграда.
Анна Петровна иллюстрировала такие издания различных авторов, посвященных родному городу. После войны в 1946 году ей было присвоено звание «Народный художник РСФСР», она стала действительным членом Академии художеств.
Последние годы художницы были омрачены болезнью, она почти полностью лишилась зрения. Ушла из жизни Анна Петровна 5 мая 1955 года, ее похоронили в Некрополе мастеров искусств.
По материалам Регионального сайта детских библиотек